Главная » 2012 » Октябрь » 8 » Обучение лошади путем развития взаимоотношений, часть 1
21:56
Обучение лошади путем развития взаимоотношений, часть 1

УПРАЖНЕНИЕ 1. Проведите со своей лошадью целый день

Провести целый день со своей лошадью – самый важный инструмент для обучения, описанный в этой книге, да и в любой другой. Его может освоить как эксперт, так и новичок, причем для достижения результатов не требуется особых талантов и умений.

Это одно из простейших упражнений, но оно может принести огромные результаты.

Освободите свой день и выбросите из головы все прочие заботы, планы и проблемы. Встаньте до рассвета и отправляйтесь к своей лошади. Если она проводит ночь в деннике, идите в конюшню и найдите подходящее место, откуда можно спокойно за ней понаблюдать. Если она остается на ночь на пастбище, идите на пастбище и устройтесь там так, чтобы не привлекать лишнего внимания. Как в конюшне, так и на пастбище лошади, скорее всего, заметят пришельца и станут ожидать, что вы их покормите. Но вы должны вести себя спокойно и ненавязчиво. Не разговаривайте с лошадьми, не хлопайте их по шее. Вы пришли наблюдать. Покормите лошадь в обычное время, а если ее кормят другие, не помогайте и не вмешивайтесь. Станьте для лошади просто предметом обстановки.

Следите за тем, чем занимается ваша лошадь и почему. Обращайте внимание на любые ее действия и определите мотивацию. Пассивно наблюдая за лошадью, вы найдете ответы на тысячи вопросов. К кому из других лошадей ваша лошадь больше всего привязана? С кем ваша лошадь выясняет отношения? Как она их выясняет – вступает в перебранку или отходит? Выступает ли она инициатором физических контактов, положительных или отрицательных? Спокойно ли она относится к навязчивому поведению других лошадей?

Разборчива ли она в еде или сметает все подряд? Где она любит прилечь отдохнуть? Она ржет больше или меньше остальных? Когда она ржет и почему? Остается ли она в стороне, когда другие скачут галопом? Может быть, она сама предлагает другим погалопировать? Участвует ли она в жизни стада или только наблюдает? Она более чувствительна к окружающей среде, чем остальные? Может быть, она жмет уши, прекращает есть и еще долго смотрит на источник беспокойства, когда все остальные вернулись к траве?

Как она реагирует на людей, которые подходят к ограде, на лошадей по другую сторону ограды, на собак? Не обращает внимания? На протяжении какого времени? Настроена ли она дружелюбно? Стремится ли она защитить свою территорию? Когда другие люди уводят своих лошадей, идет ли она за ними? Пристает ли к лошади, которую уводят? Пристает ли к человеку в поисках угощения или внимания? Играет ли она с водой, жует ли ветки или ограду, роет ли землю, мотает ли головой, чешется ли о забор?

Не слезятся ли у нее глаза на улице или в помещении? Не течет ли из носа? Не меняется ли состав навоза? Сколько она пьет? В каких местах потеет? Сколько раз в день катается? Где и как катается? Может быть, она катается только в те моменты, когда остальные лошади от нее отходят?

Это всего лишь примеры вопросов, на которые можно ответить, проведя со своей лошадью целый день.

Если делать это упражнение регулярно, вы увидите, что некоторые ответы будут меняться в зависимости от настроения лошади, гормональных циклов, ее физического состояния и времен года.

Познакомьтесь со своей лошадью как можно ближе. Зная, чем мотивированы действия лошади, можно подобрать наилучший способ сообщить ей, чего вы хотите. Каждая лошадь – личность, и пока мы не поймете эту личность, нельзя ожидать, что она будет нас понимать.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Знакомство с амуницией

Очень важно, чтобы ваша лошадь чувствовала себя на сто процентов уверенно с любой амуницией, которое вы используете в общении с ней. Под амуницией я подразумеваю любую вещь, с которой ваша лошадь не сталкивается на свободе. Вы, ваш голос, вес, движения, руки – это тоже оборудование.

Это упражнение нужно проделывать всякий раз, когда вы собираетесь использовать в работе новую вещь. Его цель – добиться того, чтобы ваша лошадь рассматривала ее как часть повседневной жизни. Важно, чтобы лошадь понимала, что эти предметы используются тогда, когда нужно выполнить какую-то конкретную задачу. Процесс обучения для каждого предмета по сути одинаков.

Первый предмет, который нуждается в представлении, - это ваши руки. Нужно, чтобы лошадь позволяла вам прикоснуться руками и производить манипуляции с любой частью ее тела. Проведите руками по телу лошади так, как будто вы чистите ее щеткой. Внимательно следите за ее реакцией. Возможно, вы обнаружите, что в каких-то местах лошадь испытывает дискомфорт. Чтобы прикасаться к этим чувствительным точкам, придется завоевать доверие лошади. Причины чувствительности бывают разные – от шрамов и щекотки до приятных или неприятных ассоциаций. Например, лошадь, с которой грубо обращались или били по морде, может защищаться, если вы попробуете дотронуться до ее головы; а лошадь, которая много паслась и тесно общалась с другими лошадьми, может показать, что ей приятно, когда вы проводите рукой по ее холке, шее или вдоль гривы. Некоторые лошади обладают повышенной чувствительностью. Многим бывает щекотно, когда прикасаются к животу.

Когда вы обнаружили чувствительные участки, займитесь ими. Если вашей лошади не нравится, когда трогают ее уши, используйте медленные, точные, уверенные движения, чтобы вызвать ее доверие. Уверенно потрите ее уши, но не хватайте за них и не сжимайте. Следите за реакцией. Как только вы почувствуете, что лошадь хочет сказать: "Мне это не нравится”, опустите руки на шею и продолжайте гладить. Несколько раз возвращайтесь к ушам, но, достигнув допустимого предела, немедленно прекращайте. Ваши действия должны быть спокойными. Цель не в том, чтобы подчинить себе лошадь. Не сжимайте руки, не надавливайте; просто поддерживайте контакт. С каждым разом допустимый предел будет повышаться.

При выполнении этого упражнения обратите внимание на следующую важную вещь.

В определенный момент ваша лошадь поведет себя так, как будто хочет сказать: "Хватит трогать меня за уши!” Например, вскинет голову или отступит на шаг назад. Подобное отступление обычно означает: "Я все поняла, но мне все равно не очень нравится, когда трогают мои уши.” В этот момент нужно еще раз погладить уши и перейти к шее. Постепенно вы обнаружите, что ваша лошадь будет все дольше позволять вам прикасаться к ее ушам, пока проблема окончательно не исчезнет.

Как только лошадь полностью привыкнет к прикосновениям ваших рук, переходите к остальным предметам, которые вы собираетесь использовать. Следующим предметом должен стать хлыст. Проделайте это упражнение даже в том случае, если вы уже много лет ездили с хлыстом. Погладьте лошадь хлыстом по всему телу, следите за чувствительными участками и за тем, чтобы не причинить ей неудобств. Если она реагирует в тех же местах, что и раньше, повторите упражнение с руками. Если вы обнаружите новые точки (обычно круп или шея, потому что в прошлом, возможно, лошадь наказывали хлыстом), поработайте над ними так же, как работали руками, постоянно следя за реакцией лошади. Лучше всего держать хлыст кончиком вниз. Иначе лошадь может решить, что вы поднимаете его, чтобы ударить.

Когда ваша лошадь освоится с хлыстом, переходите к оголовью, трензелю, попоне и всем остальным предметам, какие вы используете в работе с лошадью. Дайте лошади их понюхать, лизнуть или даже пожевать. Лошади – животные с обостренным чувством осязания, они обследуют вещи с помощью носа и рта.

Когда ваша лошадь настолько освоится с оборудованием, что оно ей наскучит, можно двигаться дальше. Нет необходимости повторять это упражнение на протяжении всего времени, что вы будете общаться с лошадью – как только лошадь привыкнет и станет вам доверять, причина начинать все заново отпадет сама собой. Однако это упражнение необходимо вспоминать и усиливать каждый раз, когда ваша лошадь начнет пугаться или сторониться какого-то конкретного предмета. Самое удобное для этого время – кормежка. Если лошадь проявляет признаки неуверенности, дайте ей заново познакомиться с оборудованием или даже с вашими руками,

УПРАЖНЕНИЕ 3. Идем за мной

При выполнении этого упражнения индейцы обычно брали в руку кусок ткани или кожи. Ткань указывала лошади, на что следует обратить внимание. Работая над этим упражнением, возьмите ткань в одну руку. Не машите ей, не трогайте ей лошадь – просто держите в руке. Ее роль в этом проста – у лошади она будет ассоциироваться с возможностью пообщаться с вами, научиться чему-то, получить похвалу. Она служит той же цели, что парта или форма. Ваша лошадь привыкнет к ней и будет ожидать урока. При виде этого куска ткани лошадь начнет становиться более внимательной. Я не хочу сказать, что без ткани в руках вы не привлечете внимания своей лошади – ее восприятие и готовность к сотрудничеству развивается благодаря системе ваших взаимоотношений.

Однако ткань и связанные с ней ассоциации помогут привести лошадь в соответствующее настроение, потому что она поймет – сейчас вы с ней будете работать, пора сосредоточиться.

Начните упражнение с того, чтобы повести за собой лошадь с помощью чомбура. Идеальная длина – два с половиной метра. Держите руку на расстоянии около тридцати сантиметров он носа лошади на том уровне, где чомбур крепится к недоуздку. Из такого положения можно отступить назад на три-четыре шага, избегая натяжения чомбура. Таким образом, у лошади остается возможность понять, чего вы от нее хотите, до того, как вы потянете за недоуздок. Вы должны настроиться не на то, чтобы тянуть (приказывать или уговаривать), а на то, чтобы вести за собой (своим примером).

Отступая назад, сохраняйте мягкий контакт между вашими глазами и глазами лошади, поощряя ее без слов, и следите за ее движениями. Как только она попытается пойти за вами, похвалите. Дайте ей время осознать связь между тем, что произошло, и наградой, потом повторите. Большинство лошадей начинают следовать за вами с первого же шага уже через несколько попыток.

Следующий этап – научить лошадь останавливаться после того, как она пошла за вами. Возьмите чомбур, встаньте лицом к лошади и отступайте, как в первый раз. Когда лошадь последует за вами, сделайте еще несколько шагов и резко остановитесь. Как только лошадь засомневается или начнет останавливаться, подойдите к ней и похвалите. Сделайте так несколько раз, не забывая каждый раз хвалить лошадь, когда она следует за вашими действиями. Повторите упражнение, на этот раз сделав шаг в сторону. Не забывайте о награде.

После того, как лошадь уловила суть упражнения – то есть, ее реакция постоянна и наступает мгновенно – сделайте упражнение на шагу. Если вы будете вовремя хвалить лошадь, она поймет, за какую часть упражнения ее хвалят. В самом начале нужно поддерживать контакт между вашими глазами и глазами лошади, но очень скоро вы сможете идти лицом вперед рядом с лошадью, а не пятиться перед ней.

Теперь, когда лошадь следует за вами как тень, нужно научить ее, когда быть тенью, а когда – нет. Обучение будет происходить посредством языка тела. Остановитесь, встаньте лицом к лошади и медленно начинайте пятиться. Сконцентрируйтесь не на том, чтобы звать за собой, а на том, чтобы сохранять дистанцию, как будто вы мысленно держите лошадь на расстоянии вытянутой руки. Сосредоточьтесь на передних ногах лошади, представьте, что перед вами – цементные колонны, вросшие в землю. Не смотрите лошади в глаза. Сожмите ткань в кулаке. Когда лошадь попытается пойти за вами, сделайте шаг ей навстречу и остановите ее, но не хвалите. Если она начнет движение, но засомневается, сделайте шаг ей навстречу и похвалите. Каждый раз считайте, через сколько секунд лошадь двинется за вами. Ваша задача – сделать так, чтобы промежуток времени, в течение которого лошадь остается на месте, пока ее не позвали, увеличивался.

Избегайте на этом этапе голосовых команд; позже, когда вы начнете работу под верхом, они только запутают лошадь. Ваша лошадь скоро научится различать ваши физические сигналы, или язык тела. Сосредоточившись на определенных образах – движении или покое – вы естественным образом выражаете свои пожелания. Вы можете сами не сознавать, какие вы даете сигналы, но лошади распознают язык тела. Например, когда вы даете лошади команду оставаться на месте, вы не смотрите ей в глаза, сжимаете ткань и сосредотачиваетесь, представляя, что у лошади цементные ноги. Но есть и другие сигналы. Возможно, ваши ноги встали ближе друг к другу, зубы сжались, плечи приподнялись, брови нахмурились. Такой язык тела характерен для человека, пытающегося невербально выразить мысль "не двигайся!”Эти сигналы появятся автоматически, однако не старайтесь изобразить их специально.

Хотя данное упражнение не требует физической подготовки, оба участника, как двуногий, так и четвероногий, должны быть в высшей степени сосредоточены. Будьте разумны в своих ожиданиях. Не требуйте от лошади, чтобы она стояла и смотрела на вас сорок пять минут подряд, хотя через три-четыре года совместной работы можно добиться и этого. Работайте над данным упражнением столько, сколько позволяет уровень внимания вашей лошади. Уровень внимания с каждым разом будет увеличиваться. Как только лошадь поймет, как нужно следовать за вами, развлекайте ее практическими занятиями на тему "Иди за лидером”. Неплохо бывает освежить упражнение в памяти и тогда, когда собираешься научить лошадь чему-то новому.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Наверх

Садиться на лошадь нужно одним легким, быстрым движением, которое не выведет из равновесия ни лошадь, ни всадника. Без помощи стремян выполнение этой задачи превращается в своего рода гимнастическое упражнение, однако правильная техника позволит вам сесть на лошадь быстро и грациозно. Подпрыгнуть, лечь животом на лошадь, а потом перекинуть через нее ноги – не самый идеальный выход из положения. Это движение не гибкое, вы теряете равновесие и подвергаете себя риску. Вот способ получше.

Встаньте рядом с лошадью, лицом к крупу. Ваше плечо должно находиться на расстоянии 15-20 сантиметров от холки, а если вы садитесь на лошадь слева, поставьте левую ногу на расстоянии 10 сантиметров от левого переднего копыта лошади. Переместите весь свой вес на левую ногу и сделайте один-два маха правой ногой, чтобы она не касалась земли. Положите левую руку на холку лошади – большой палец слева, остальные – справа. Возьмите повод в левую руку.

Занесите правую ногу назад, сантиметров на пятьдесят за левую ногу, потому сделайте мах вперед, к крупу лошади. Пусть левая нога остается на месте до тех пор, пока правая нога по инерции не оторвет ее от земли. Цель – перекинуть правую ногу через спину лошади так, чтобы попасть на спину лошади справа, примерно в середине. Замахиваясь правой ногой, старайтесь держать ее по возможности прямо – слишком большой сгиб в колене приведет к тому, что вы зацепитесь за спину слева.

Когда правое колено достигло цели и находится справа от позвоночника лошади, выпрямите правую ногу вниз, перекинув свой вес на воображаемое правое стремя. Таким образом вы повернетесь лицом в ту же сторону, что и ваша лошадь, а по инерции поднимется и левая нога.

Пока вы поднимаетесь, ваша левая рука должна оставаться неподвижной. Не подтягивайтесь на ней, она служит для поддержания равновесия. Чтобы проиллюстрировать роль левой руки, предлагаю следующее упражнение. Встаньте на расстоянии вытянутой руки от стены и поднимите одну ногу, не касаясь стены. Сколько вы можете так постоять, не теряя равновесия? Теперь попробуйте снова, но на этот раз дотроньтесь до стены одним пальцем. Вы простоите на одной ноге, не теряя равновесия, пока опорная нога не устанет. Для того, чтобы поддержать равновесие, потребовался всего один палец.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Сели в седло? Сфокусируйте внимание

Теперь, когда лошадь окончательно привыкла к вам и к вашему оборудованию и ходит за вами, куда вам хочется, пора садиться в седло и учиться использовать сфокусированные мысленные сигналы в этом положении. Данное упражнение отучит вас полагаться только на физическое воздействие и научит использовать мысленную форму общения, направляя лошадь только собственной сосредоточенностью. От неопытных индейских всадников требовалось проделывать это упражнение без поводьев и без удил, не разрешалось также разговаривать с лошадью. Это гораздо более сложная задача для всадника, чем для лошади.

На этом этапе, оказавшись в непривычной ситуации, многие всадники нарушают линию общения, выработанную предыдущими упражнениями. Увереннее всего человек себя чувствует на своих двоих. Какими бы опытными всадниками мы ни были бы, мы никогда не почувствуем себя на лошади так же естественно, как стоя на земле. У нас не получится отдать столько же энергии при общении с нашими лошадьми, сидя в седле, как при работе на земле, потому что часть энергии уходит на поддержание равновесия.

Необходимо выработать посадку без седла, положение, в котором вы почувствуете себя удобно, уверенно, сможете поддерживать равновесие и продуктивно работать. На шагу ваши плечи должны быть расправлены, спина – прямая и расслабленная, грудь вперед, не горбитесь. Бедра должны поглощать движение лошади и следовать ему, тело от бедер до грудной клетки должно быть подвижным, плечи – расслабленными и относительно неподвижными, чтобы не раскачивать ими на шагу. Вы обнаружите, что за лопатками вашей лошади есть место, куда ваша нога ляжет естественным образом.

Если нога не легла на это место сразу, сядьте поближе к холке. Проще всего найти это место, направив лошадь вниз по крутому холму. Откиньтесь назад и привстаньте на воображаемых стременах, носки вниз. Ваши ноги лягут сразу же за естественными "подушками”, образованными мускулами плечей лошади.

Это положение ног идеально подходит для большинства действий, совершаемых во время езды на лошади без седла. Когда вы научитесь определять это место, вам будет легко привставать на рыси.

Оказавшись на спине лошади, расслабьтесь и следите за появлением признаков того, что лошадь прислушивается к вам: одно или оба уха направлены в вашу сторону, лошадь стоит спокойно, ждет ваших указаний, не зовет своих друзей, не гуляет рассеянно по плацу, леваде или манежу. Поддерживайте равновесие, ведите себя спокойно и общайтесь с лошадью с помощью тех же сигналов, что и на земле. Сосредоточьтесь на конкретном месте, куда вы хотите идти. Положитесь исключительно на те же мысленные сигналы. Если вы заметите, что вы слегка наклоняетесь вперед, когда пытаетесь выслать лошадь вперед, ничего страшного: когда вы фокусируетесь на чем-то, естественно переместить центр своего тела в этом направлении. Не нужно специально усиливать наклон, иначе эта физическая команда станет первостепенным средством управления лошадью. Если ваша лошадь сделает полшага в том направлении, на которое направлено ваше внимание, без помощи выученных ей ранее физических команд, вы немедленно должны щедро ее вознаградить. В этот момент угощение – обязательный пункт программы, его нужно подготовить заранее.

Если делать это упражнение неправильно, оно принесет немало разочарований. Управлять лошадью, сидя на ее спине, вне поля ее зрения, довольно сложно. В наше время людей учат ездить линейным способом, указывая им, что конкретно должна делать каждая часть тела. Мысленный способ фокусировки требует переплетения инстинкта, концентрации и интуиции. Обучение путем развития взаимоотношений обостряет ваши переплетенные навыки, а результат стоит усилий, направленных на перестройку вашего подхода.

Потренируйтесь в управлении лошадью на земле, как в предыдущем упражнении. Сконцентрируйтесь на том, куда вы сами хотите пойти, а не на том, куда вы хотите послать лошадь. Ваша задача – вести лошадь за собой, а не приказывать ей. Если вы садитесь на лошадь и не помните, о чем вы думали, когда управляли лошадью на земле, слезайте и обратите особое внимание на свои сфокусированные мысленные сигналы. Самая важная часть – в том, чтобы отучиться управлять с помощью приказов – сделайте все, что можно, чтобы удержаться от использования старой привычки.

Когда вы успешно проделаете данное упражнение, повторите его несколько раз, чтобы закрепить. Вы заметите, что реакция лошади становится более стабильной и быстрой. Но не переборщите. Некоторых всадников настолько вдохновляет успешное использование невербального, нефизического общения с лошадью, что они повторяют упражнение снова и снова, и лошадь быстро приучается к тому, что задача сфокусированного общения скучна и неинтересна. Не забывайте, что лошадь получает награду за то, что расшифровывает ваши мысленные сообщения, а не за то, что подчиняется приказам. Если ваша благодарность искренна, то она отразится в вашем тоне и языке тела.

Способность сфокусированной коммуникации не приходит легко и быстро, ее развитие требует постоянного внимания. Со временем вам станет проще, но помните: двухчасовая прогулка по пересеченной местности с использованием старых привычек и техники – и вы разрушите все, чего добились. Исключения возможны – например, лошадь шарахается или пытается повернуть домой. Если вам нужно воспользоваться старым методом, чтобы мгновенно вернуть контроль над ситуацией, пользуйтесь. Однако,одержав победу, возвращайтесь к методам обучения путем развития взаимоотношений.

Как только лошадь научилась распознавать ваши мысленные сигналы, попробуйте выполнить самые простые задания – остановка, шаг, поворот. Потом переходите к более сложным задачам – сделайте несколько шагов за раз. Если вы наблюдаете за реакцией лошади, вы поймете, когда она готова к выполнению более сложных заданий.

Если при посыле вы подадите физический сигнал, ничего страшного; но не рассчитывайте, что он передаст вашу мысль сам по себе. Реакция вашего тела непроизвольна. Если вы сосредоточились на том, чтобы повернуть налево, ваша голова повернется налево. Но не ждите, что ваша лошадь повернет налево, если вы повернете налево голову. Подобные физические усиления – естественные второстепенные действия. Не анализируйте их, не запоминайте, не старайтесь их воспроизводить.

Физические сигналы должны всего лишь усиливать мысленные. Например, посылая лошадь вперед, вы можете предположить, что она послушалась потому, что вы выпрямили поясницу и немного нагнулись вперед. Однако, как только лошадь освоит упражнение, вы заметите, что лошадь начинает движение до того, как вы успеете переместить свой центр тяжести. Если вы сфокусируете внимание на движении вперед, но не усилите посыл перемещением центра тяжести, ваша лошадь засомневается и поднимет брови в знак замешательства. Ведь лошадь научилась принимать ваши сфокусированные мысленные сигналы, усиленные физическим воздействием.

Освоив мысленное воздействие, можете порадоваться тому, что вам не понадобятся пять-шесть лет уроков, которые обычно требуются для того, чтобы добиться подобного уровня общения с лошадью. Освоение техники мысленного общения с лошадью обычно занимает годы, но приходит, как правило, случайно. Если вы берете уроки верховой езды, мысленное общение между вами и лошадью происходит самопроизвольно. Однако, если вы планируете определенное время ездить на одной и той же лошади – вашей лошади – полезно изучить базовые элементы общения до того, как начинать разговор.

Кстати, не относитесь пренебрежительно к результатам этого упражнения. Если вы добились успеха, вы встали на путь развития прочных партнерских взаимоотношений с лошадью и, возможно, доктор Дулиттл предстанет перед вами совсем в другом свете.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Усиление с помощью физических сигналов

Физические сигналы особенно эффективно работают как средства усиления.

При езде на лошади можно использовать все три типа общения – вербальное, физическое и мысленное. Эффективнее всего использовать физические сигналы в поддержку мысленных. Самый вопиющий пример неправильного использования физического сигнала – это ударить лошадь ногой, чтобы заставить ее двигаться или прибавить скорость. Удар ногой – классический пример приказа: "Шевелись, а то ударю еще раз”. Если вы продвинулись вперед в мысленном общении, вы начнете понимать, что бить лошадь ногой не нужно.

Философия многих тренеров заключается в том, что лошадь движется в сторону, противоположную воздействующей ноге или пятке. Часто можно услышать, как инструктор говорит всаднику: чтобы двигаться по стенке, нужно работать внутренним шенкелем. Вот в чем проблема такого подхода: всадник не фокусирует внимание на том, куда он хочет попасть. Он фокусирует внимание на том, куда он попасть не хочет. Всегда нужно направлять лошадь к чему-то, а не от чего-то.

Если лошадь не отвечает на мысленные посылы или физическое усиление, уделите месяц-другой для того, чтобы закрепить методы, предшествующие этому шагу.

При езде без седла ваша нога естественным образом окажется на пятнадцать-двадцать сантиметров позади передней ноги лошади. Центр тяжести лошади в движении будет располагаться где-то над голенью, на десять-пятнадцать сантиметров позади икры. Ваш центр тяжести окажется где-то посередине между пупком и позвоночником. При движении образуется комбинированный центр тяжести, сантиметров на пятнадцать ниже холки – в зависимости от вашего веса. Этот комбинированный центр – чувствительный механизм управления. Наклоняясь, вы перемещаете этот центр, благодаря чему лошадь стремится двигаться, чтобы вернуть себе естественное равновесие посредством. Даже посредством малейшего движения вы можете сообщить лошади, куда идти.

Если ваша лошадь поначалу не реагирует на мысленные посылы, усиленные легкими физическими сигналами, скорее всего, у нее выработан условный рефлекс двигаться от ноги. Придется ее переучивать.

Начните этот процесс, стоя на месте. Сфокусируйте внимание на точке, куда вы хотите пойти, и усильте этот сигнал, переместив комбинированный центр тяжести. Выберите точку прямо перед собой на расстоянии нескольких километров – в таком случае никто не сможет ошибиться относительно того, куда вы хотите идти. Как только ваша лошадь отреагирует – сделает шаг, полшага или просто качнется в нужном направлении, - похвалите ее. Если она пойдет в нужном направлении, пусть сделает несколько шагов, чтобы усилить действие урока, а потом остановите ее.

Когда вы с лошадью научитесь начинать движение и останавливаться, повторите упражнение, но на сей раз поверните с места. Сосредоточьтесь, переместите комбинированный центр тяжести, а когда лошадь двинется в нужном направлении, сразу же щедро ее наградите. Когда лошадь наберется уверенности и начнет поворачивать с места, повторите упражнение один-два раза (не крутите лошадь) и похвалите ее, чтобы закрепить урок.

Следующий этап – осаживание. Это самая сложная часть. Сосредоточиться на том, чтобы идти назад, сидя лицом вперед, может поначалу показаться невозможным. Но для того, чтобы подать хороший мысленный сигнал к осаживанию, нужно всего лишь повернуть голову. Все равно, налево или направо. Делайте так, как вам представляется естественным. Ваше тело само приспособится и восстановит равновесие. Сфокусируйте внимание на точке, расположенной на несколько километров позади вас. Переместите комбинированный центр тяжести. Как только лошадь сделает попыткуосадить, сразу же щедро ее наградите.

Если окажется, что лошади сложно привыкнуть к трудноуловимым сигналам, подчеркните физические сигналы, чтобы она поняла их так, как приучена. Постепенно снижайте силу физического воздействия.

Как только лошадь освоит концепцию мысленных посылов и легких подкрепляющих физических сигналов, начните давать комбинированные посылы в движении. Стоя на месте, предложите лошади повернуть и начать движение шагом. Когда она начнет движение, похвалите и сфокусируйтесь на другом повороте. Когда она повернет, похвалите и сделайте следующий поворот. Остановитесь, осадите на несколько шагов. Пройдите по периметру плаца (лошадь будет ожидать ваших сигналов), сделайте еще несколько поворотов. Пусть лошадь сделает вольт, восьмерку, сменит направление и переступит через жердь. Теперь общение между вами проходит легко, и лошадь уверена в том, что правильно выполняет ваши задания.

Когда вы научились работать на шагу, то есть лошадь постоянно и правильно реагирует на посылы, переходите к более быстрым аллюрам. Чтобы перейти в рысь, сядьте так, словно вы приподнялись на стременах – так вам будет проще опустить носки.

Предостережение: многие всадники, сами того не сознавая, сводят свой результат на нет. Допустим, вы наконец-то смогли сделать восьмерку, не пиная лошадь ногами и и разу не потянув ее за рот. Вы в восторге – резко останавливаете лошадь поводом, соскакиваете на землю и даете лошади угощение. Угощение – это здорово, но лошадь, должно быть, думает две вещи. Первая: мы возвращаемся к прежней рутине – "дерни меня за рот и скажи, что мне делать”. Вторая: если я выполню задание, всадник слезет с моей спины, и можно будет идти есть.

Похвалить лошадь, похлопать ее по шее, дать угощение можно не слезая с лошади. Таким образом, ваше сообщение не будет содержать разнородных идей.

Помните, "итанкан” (лидер) в своем стаде не может делать две вещи одновременно. Либо вы укрепляете взаимоотношения, либо разрушаете. Старайтесь, чтобы процесс укрепления действовал в два раза сильнее, чем процесс неосознанного разрушения.

www.horse.ru

Лошади на продажу


Просмотров: 800 | Добавил: Alisa | Теги: Обучение лошади путем развития взаи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: